Алексей Кушнир
Конечно, потряс - результат массового эксперимента "по Кушниру", в ходе которого дети при обучении чтению перекрыли в восемь-десять раз все существующие условные годовые нормативы при снижении учебной нагрузки на ребенка и при отсутствии пресловутых "домашних заданий",алогичных,как и традиционная школа в ХХ1 веке.Не могли не увлечь и его технологические приемы, которыми он щедро, без утайки, без амбициозности первооткрывателя делится с заинтересованным читателем,предлагая ему и дневник - ежедневник для каждого цикла занятий, и характеристику всех необходимых технических средств, и корректное описание приемов индивидуального подхода к сотрудничеству с ребенком.Оговорюсь - не приемов "быстрочтения", которые опробовал и автор, но способов привития ребенку навыков информационного чтения.Сразу же мысленнно разделил с ним и вполне реальную угрозу,исходящую не только и не столько от традиционных специалистов, обычно весьма болезненно реагирующих на любые изменения в ставшей для них привычной и удобной "учебной деятельности" по отработке навыков чтения /чтение по слогам,вслух, вставление пропущенных букв в бесконтекстные произведения и т.д/, но прежде всего - от власть предержащих, от нынешней "правящей элиты".Не без сарказма поэтому он вопрошает ,что же будут делать эти полуграмотные люди ,если все десятилетнее население государства поголовно прочитает "Всемирную Детскую Энциклопедию " в сотню томов!
Вчитываясь еще и еще раз в текст "Азбуки чтения" А.Кушнира, закономерно подходишь к раздумьям куда более широкого и масштабного плана, чем те, которые может породить самая совершенная в операционном аспекте технология научения ребенка навыкам чтения.Точнее - не подходишь, а идешь от откровения к открытию вместе с автором как с лингвистическим Овидием. Задумаемся вместе с ним:почему дедушки и бабушки наши, усаживая нас рядком, позволяя следить за смыслом прочитанного на волшебных страницах книг, обучали навыкам чтения куда более эффективно и природосообразно, чем унылые методисты разных рангов и ученых степеней, изобретающие вновь и вновь примитивные логические алгоритмы, механистические упражнения /порою даже называемые "играми"/,которые учат читать, чтобы...потом читать! Постараемся озадачиться и тем,что все великие цивилизации, все народы задолго до изобретения института школы и первоначального обучения ребенка в ней чтению как особой "деятельности",оторванной от его потребности осознания значимости этой деятельности, от заинтересованного чтения, преотлично формировали Читателя,человека,для которого чтение и усвоение смысла прочитанного - нераздельны. И тогда мы не можем не согласиться с выводом ученого:"Исконный образ жизни должен лежать в основе природосообразной, поэтому эффективной,педагогики". Именно он, наш исконный образ жизни, подсказал масштабное осознание простой истины - ребенок, живущий рядом со взрослыми, в их большом мире, учитывающий их ценностные ориентации, установки, симпатии и антипатии и т.д, отчетливо осознает как самоочевидную истину тот факт, что все люди читают отнюдь не для того, чтобы воспроизвести по графическим знакам - звуки, но для того ,чтобы понимать смысл прочитанного, узнавать что-то очень важное и интересное. Так возникает педагогическое обобщение нового, высшего уровня:" Лишь полнота жизненных связей и отношений может воспитывать полноценную личность ,а чтение как любой феномен человеческой жизни, должно войти в содержание жизни ребенка тоже в полноценном виде, а не как его "этапный" суррогат - воспроизведение образа слова по его графической модели". Поражает тот факт, что подобного рода абстракция / вполне допустимая и возможная как декларация в устах любого представителя кондовой, просвещенческой педагогики/ оказывается для автора "Азбуки чтения" системообразующей идеей отработки действительно новой педагогической технологии обучения, нет - увлечения миллионов и миллионов нашей детворы чтением как образом жизни. Не могу компетентно судить о детялях, частностях, хитринках этой технологии/именно - технологии , а не пресловутой методики,ибо для технологии,по мнению автора, характерна системность, воспроизводимость ,устойчивость результатов/,разработанной корректно и воспроизводимо в массовом опыте, теперь -уже на региональном уровне. Но с позиций своей профессиональной ограниченности не могу не поддержать более широкий и перспективный для дальнейшего педагогического поиска вывод А.Кушнира о необходимости учета соотношения эмоционального и интеллектуального "компонентов" информационного поля учащегося, особенно - в условиях предельной и примитивной рационализации педагогических методик "обучения". Его вывод о том, что формальные границы информационного поля должны исчезнуть из поля зрения учащегося, что только значительный объем эмоционально переживаемой информации создает необходимое пространство,в котором индивидуальность ребенка полностью свободна, веками известен творчески - мыслящим людям, в том числе - и основоположникам нынешней школьной системы. Известен - но преследуется как ересь поборниками зашоренной, казарменной педагогики "обучения", отмежевавшим себе право третировать свободу ребенка как подрыв "устоев". Кстати, приобретая властную силу,они делают все возможное ,чтобы вытравить из школы-искусство, из педагогики - творчество, из жизни ребенка - радость постижения и открытия ,изобретая все новые и новые "стандарты образования". В наших условиях именно они,уважаемые метры от изжившей себя дидактики с академическими степенями и пропахшим нафталином авторитетом и их выученики - чиновники от педагогики, в штыки встречают любой намек на интеграцию эмоций и знаний, науки и искусства в процессе становления ребенка. И уж тем более для них неприемлем подход к ребенку с позиций гоминизации, при признании его своеобычности, неповторимости,если хотите - принципиальной несравнимости с любым стандартом. Полагаю, что теперь они обрекут уникальный труд Алексея Кушнира - на снобистское замалчивание.Мое поколение энтузиастов уже испытало подобный прием на себе...
Но в мыслях, парадоксальных идеях, задумках Алексея Кушнира высвечивается такая первооснова педагогики будущего тысячелетия, от которой никому не дано отмолчаться. Всем своим дерзким поиском он пытается показать реальную перспективу интегративной системы образования. Скажем откровенно - любим мы все модные словесные штампы, стереотипы,кем - то пускаемые в оборот. Любим - и начинаем без нужды вещать о "консенсусе", "менеджменте","мониторинге","менталитете", уютно приспосабливая новые звучные термины под банальное, алогичное содержание нашего примитивного социального бытия, вполне описываемого в стиле самой захолустной лексики. Иное дело - интеграция всех образующих индивидуальность сил во имя максимально эффективного ее свободного, незашоренного развития. Идея эта - стара как мир;она является основополагающей как для семейной, так и для народной педагогики, ее в принципе никогда не отрицала просвещенческая система организации образовательных учреждений, их функционирования. Отмечу одно необычайно точное наблюдение Алексея Кушнира, который обладает даром видеть в обычном - необычное. Отрицая традиционную оценку как форму бездейственного наказания и нивелирования детей и заменяя ее позитивным анализом устойчивого роста самого ребенка, вытесняя унылое "тематическое планирование" своеобразным художественно - образным конструированием занятий, вызывающих у ребенка внутреннюю потребность найти ответы и активизирующих его готовность воспринять новую информацию, одним словом - отрабатывая драматургию "высшего пилотажа в педагогическом искусстве", он позитивно оценивает накопленный исторически опыт творчества одного учителя совместно со многими детьми в начальных классах.Здесь он видит возможность перерастания уроков художественного чтения в уроки ораторского искусства для овладения каждым великой магией устного слова, иначе говоря - естественного , природосообразного интегрирования многих планов, слоев "информационного поля". Предложенное им теоретическое зерно интеграции, не внешней и формальной, но органической,соответствующей природе человеческого познания, открывает перед ним захватывающие перспективы отработки общей концепции образования.Культура вообще, искусство - в частности для него на этом пути - естественные и исторически выверенные союзники.Их мощь, помноженная на всесилие новой информационной культуры, безусловно позволит Алексею Кушниру в ближайшем будущем отработать фундаментальный вариант концепции образования ХХ1 века.