Юрий Климов
Познай самого себя - не без юмора советовали человеку древние мудрецы. Охватывая укоризенным взором прожитое и пережитое прошлое, осознаешь недостижимость такой привлекательной цели, ибо движение к ней с годами отдаляет в туманную загадочность иллюзию определенности познанного.И ты не тот, каким выстраивал свой образ в эйфории самооценки, и не те - другие люди, которых вроде бы устойчиво, раз и навсегда разместил на полочках индивидуального опыта , оценил и классифицировал.Порою только остается поражаться , как же многомерен человек,какие непредвиденные открытия сулит тебе общение с ним.
Почти полувековой опыт преподавательской деятельности по неизбежности связан не только с анализом ее провидимых результатов, но и с безотчетным стремлением через годы и годы выстроить творческую биографию студентов , еще вчера - заразительно юных , но уже через мгновение - маститых и остепененных ,либо - смятых житейскими вихрями. Но тот же опыт предостерегает от лукавых поспешностей и черно - белого, плоскостного восприятия фактов, побуждая к неосознанным ожиданиям. И они, как правило, вознаграждаются сторицею.
В шумной, легко возбудимой группе студентов - вокалистов Музыкально - педагогического института имени Гнесиных в 1957 году мое внимание привлек необычой сдержанностью и неподдельным интересом к теории - Юрий Климов. Словоохотливые его однокашники сообщили,что еще в последний год войны он попал в тяжелейшую автомобильную аварию, необоримой мужской волей преодолел трагедию инвалидности, искал себя в разных профессиях, и обрел - в творчестве, в фанатичной любви к искусству. Впоследствии встречал его и на лекциях в военных ансамблях , и в Малом театре, и даже на строительстве общего кооперативного дома. Встречал, не предполагая, что имею дело с действительно уникальным человеком, сумевшим прославить Россию, ее художественную культуру каталогом - справочником "Искусство на почтовых марках" , подготовленным ныне к третьему , переработанному и дополненному изданию.
Через двадцать лет с небольшим Юрий Климов попросил меня выступить рецензентом его труда,выпущенного первым изданием в 1975 - 1979 годах тремя частями,сразу же ставшего бесспорной библиографической редкостью, предметом вожделения филателистов во многих странах и одновремено - предметом скрытого недоброжелательства всевозможных официозных рецензентов, о которых сегодня и вспоминают только в связи с их строчкомарательством. Не без некоторой доли профессорского легкомыслия согласился, оказавшись наедине с преобъемистой рукописью каталога, в которой дано компетентно разобраться только специалисту в области филателии, всего сложнейшего и устоявшегося ее понятийного аппарата.Продираясь сквозь дебри неведомой терминологии,безуспешо пытался освоить своеобразие марочного и конвертного материала, типы штемпелей специальных гашений,особенности конвертов первого дня и технологий марочной графики.Но в минуту наивысшего отчаяния, побуждавшего меня отказаться от написания рецензии, вдруг осознал замысел автора во всей его целостности и полноте - дать развернутые эстетические,искусствоведческие и исторические комментарии к общему каталогу почтовых марок Читаю рукопись вторично - и предо мною возникает своебразная художественная энциклопедия, компендиум бесценных сведений о произведениях искусства разных видов и жанров, об его творцах и условиях создания и бытования тех шедевров, которые увековечены средствами малой графики.Многие описания произведений искусства,запечатленных на марках, равно как и характеристики их авторов, воспринимаются как самостоятельные литературные произведения, выражающие страсть создателя каталога - справочника, его преимущественные симпатии,его эстетическое кредо.Нет, предо мною лежала рукопись, содержание которой нельзя было свести только к переработке "Каталога почтовых марок и цельных вещей" под ред.Ф.Г.Чучина, выпущенного в 1927 - 1929 годах,"Каталога почтовых марок СССР",изданного в 1976 году и Каталогу Ивера/ Франция /, обогащенных личными находками неутомимого филателиста.Здесь налицо - рождение нового жанра на стыке историко - исусствоведческой литературы академического толка и современной филателии.Все это я и попытался отразить в рецензии, отнюдь не предполагая, что стою только у истоков действительно великого, подвижнического труда своего современника и соотечественника.
Каталог - справочник Юрия Климова, выпущенный издательством "Радио и связь" вторично в 1984 году в единой киге, молниеносно разошелся и опять - таки превратился в библиографическую редкость.О значении этого издания, и прежде всего -для любителей и специалистов в области филателии говорит хотя бы такой прелюбопытный факт, что одна из наших центральных библиотек, заполучив его дополнительный экземпляр от автора,успешно обменяла его на раритетное издение в Шведской Королевской библиотеке.Я же как рецензент ревниво следил за внешними успехами своего "подопечного", радуясь заслуженной им в Чехословакии на выставке "Сцфилэкс - 87" Большой серебряной медали и аналогичой - на выставке "Великий Октябрь" в Ленинграде.
Но талант подлинный -всегда непредсказуем; его движение и развитие обычной логике - неподвластно.Именно об этом я еще и еще раз задумался, когда недавно Юрий Климов принес мне новый, существенно дополненный и расширенный труд - каталог - справочник "Искусство на почтовых марках"/Россия, СССР и СНГ/.Подобного полного филателистически - энциклопедического издания , охватывающего отечественые марки по всем видам искусства, выпущенные за период с1905 года по 1995 год,наша культура - не знала. Еще немного - и филателисты,и любители русской художественной культуры, и ее самые строгие историки получат этот труд. Что он стоит самому автору, сделавшему все возможное и невозможное для его публикации в нынешних драматических для нашего издательского дела условиях - знают немногие.Но обо всех более чем достаточных на долю одного человека трудностях ,мытарствах, невзгодах он предпочитает не говорить.Лишь откровенно делится новым замыслом -создания каталога - справочника об искусстве на почтовых марках мира! Утопия?Да, как реальный замысел реального и не знающего предела титанического человеческого труда нашего современника - гражданина России.